Идиотия - симптомы и лечение

Главная > О болезнях > Нервные болезни > Идиотия: причины, симптомы и лечение

Оценка статьи:

0 / 5. 0

На чтение: 23 мин.

Поделиться:

Содержание:

Идиотия (Idiocy)  это глубокая форма умственной отсталости, или олигофрении. Сейчас этот термин устарел и имеет, скорее, социокультурное значение, чем медицинское.

С греческого «idioteia» переводится как необучаемость, а «idios» — существующий для себя, отдельный человек, частное лицо. В Древней Греции так называли гражданина полиса, не участвующего в общем собрании граждан и других формах государственного и общественного демократического управления.

В обиходе в понятие идиотии вкладывается значение, отличное от представлений в психиатрии. На самом деле идиотия, как самая тяжёлая форма умственной отсталости, — это тяжёлое заболевание, при котором человек не может полноценно передвигаться, у него нарушено мышление, речь, внимание, интеллект и другие умственные способности. Заболевание правильно называть «глубокой умственной отсталостью» (в англоязычных источниках — mental retardation). В Международной классификации болезней (МКБ-10) оно кодируется как F73 .

Пациенты с глубокой формой умственной отсталости
Пациенты с глубокой формой умственной отсталости [36]

Распространённость

Точная распространённость умственной отсталости не известна. В большинстве развитых стран от неё страдает около 1 % населения. При этом в 69–89 % случаев встречается лёгкая степень заболевания. Умеренная, тяжёлая и глубокая форма умственной отсталости наблюдается у 11,1–31,1 % пациентов .

Большинство случаев умственной отсталости встречается в районах, подверженных влиянию вредных факторов среды: шума, ультрафиолетового излучения, радиоактивности, неорганических и органических химических веществ, как природного происхождения, так и созданных человеком.

Лёгкая форма умственной отсталости чаще встречается у мужчин, чем у женщин . Но тяжёлая форма, т. е. идиотизм, распространена примерно с одинаковой частотой между обоими полами.

Причины идиотии

Умственная отсталость может развиваться под влиянием множества внешних и наследственных факторов. Наибольшему риску подвержены дети, у которых оба родителя страдают олигофренией. Вероятность, что в такой семье родится ребёнок с отклонениями, составляет 42 %, при заболевании только у одного из родителей — 20 % . Также риск повышается при большой разнице в возрасте между отцом и матерью, и в целом, чем старше родители, тем выше риск.

Причинами умственной отсталости могут быть различные генетические заболевания, связанные с хромосомными и генетическими нарушениями (например, синдромы Дауна, Ангельмана, Прадера — Вилли) и факторы, отрицательно влияющие на женский организм и развитие плода во время беременности .

К таким факторам относятся:

  • Высокие дозы ионизирующего излучения (техногенные аварии, вредные производства и его отходы, бесконтрольное использование источников ионизирующего излучения и нарушение техники безопасности). Сюда не относятся рутинные рентгенологические процедуры и диагностические обследования, поскольку при правильном использовании дозы излучения современного оборудования безопасны.
  • Воздействие химических веществ, в первую очередь наркотиков, ядов, токсинов, табака и некоторых лекарств, например вальпроевой кислоты . Если женщина во время беременности употребляет алкоголь и наркотики, то ребёнок физически и интеллектуально может сильно отставать от сверстников. Такие дети часто страдают эндокринными, респираторными и сердечно-сосудистыми заболеваниями, имеют врождённые отклонения, в том числе умственную отсталость.
  • Внутриутробная инфекция, в том числе тяжёлые инфекционные заболевания матери, которые могут передаться плоду (ВИЧ, сифилис, грипп, краснуха и др.).
  • Неполноценное питание и голодание.
  • Нехватка йода во время беременности, в период младенчества и до трёх-четырёх лет (йод важен для нормального развития нервной системы).
  • Травмы головного мозга ребёнка, в том числе родовые .

Многие факторы влияют косвенно, но у детей с предрасположенностью могут развиться патологии. К таким косвенным факторам относится неполноценное искусственное вскармливание, серьёзные хронические заболевания, тяжёлые болезни в стадии обострения. Особую роль играют генетические нарушения и здоровье женщины во время родов. Негативный вклад может внести даже такой фактор, как материальное благосостояние семьи: материальное положение и доступность медицинской помощи взаимосвязаны с психическим здоровьем, показателями заболеваемости и смертности .

Во многих случаях точные причины умственной отсталости определить не удаётся. Такие состояния называют недифференцированными формами.

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья!

Симптомы идиотии

Идиотия — это наиболее глубокая степень умственной отсталости, для которой характерны врождённые или приобретённые в раннем возрасте патологии психического развития. Нарушения настолько выражены, что заметны даже обывателю. Пациенты с идиотией не могут говорить, не проявляют умственной активности, не в силах овладеть даже самыми примитивными бытовыми навыками (например, пользоваться столовыми приборами или носить одежду, не говоря уже о гигиенических процедурах) .

При идиотии присутствует одновременно три признака:

  • нарушения затрагивают весь организм (движения, речь, интеллект, внимание, мышление, память, волю);
  • поражения головного мозга выявлены с помощью КТ или МРТ;
  • нарушения тяжёлые и необратимые.

Отсутствие хотя бы одного из этих признаков указывает на дизонтогенез (нарушение темпа или последовательности психического развития, которое можно со временем в какой-то степени скорректировать) или на проблемы с психическим здоровьем, но не на умственную отсталость.

Первые признаки задержки психомоторного развития заметны с самого рождения, со временем состояние ребёнка не улучшается, а только усугубляется. При заболевании нарушается строение костей, черепа и внутренних органов. Глубокое недоразвитие всей психической деятельности взаимосвязано с различными, в том числе грубыми, дефектами физического развития: нарушениями пропорций тела, деформацией черепа, пороками и аномалиями развития.

Первые симптомы заболевания:

  • неадекватная или сниженная реакция на других;
  • бедность эмоций, сведённая к чувствам недовольства или удовлетворения;
  • отсутствие осмысленной деятельности и самообслуживания;
  • недержание мочи и кала;
  • недоразвитие двигательных и статических функций;
  • недостаточная подвижность или монотонное двигательное возбуждение, простые движения (взмахи рук, раскачивание туловища, отсутствие плавных движений);
  • эпизодические приступы немотивированной агрессии;
  • наличие извращённых влечений — употребление нечистот, мастурбация.

С младенчества такие дети отстают в развитии от сверстников — значительно позже учатся удерживать голову, сидеть, ходить или не начинают делать это вовсе. После того как они освоили движения, их руки и ноги двигаются разрозненно и хаотично.

На одутловатом лице обычно бессмысленное выражение, лишь изредка приобретающее окраску радости или гнева. У таких пациентов толстый язык, их речь несвязна, часто они без остановки повторяют слоги или нечленораздельные звуки.

Обычно пациенты с тяжёлой умственной отсталостью обладают характерными чертами внешности (так называемыми стигмами развития), позволяющими даже неспециалисту заподозрить тяжёлое психическое заболевание.

Характерные черты внешности при умственной отсталости
Характерные черты внешности при умственной отсталости [36]

Жизнь больных, страдающих идиотией, строится на базовых инстинктах, поэтому их интересы ограничены удовлетворением физиологических потребностей. Часто наблюдаются признаки очаговой невралгии, нередко встречаются и неврологические симптомы, в том числе парезы и параличи. В состоянии некоторых больных преобладают вялость и апатия, у других — наблюдаются приступы гнева и озлобленности. Пациенты вне зависимости от возраста нуждаются в тщательной опеке, поэтому и дети (с согласия своих родителей), и пациенты преклонного возраста остаются в специализированных учреждениях. Дети с установленным диагнозом «идиотия» нуждаются в постоянном контроле и уходе, потому что сами они не способны обслужить себя, не владеют элементарными бытовыми навыками. Кроме этого, они не понимают речь, обращённую к ним, не могут отличить родственников от незнакомых людей. Всё это — результат нарушения работы головного мозга.

У людей с глубокой умственной отсталостью отсутствует речь (они только «мычат», издают звуки и громкие крики, не могут произнести даже некоторые слова), их ничего не привлекает извне по нескольким причинам: во-первых, они не способны сосредоточиться, а во-вторых, у них в центральной нервной системе отсутствуют какие-либо реакции на раздражители. Поэтому такие пациенты крайне не защищены и не замечают, что кто-то может причинить им вред.

Кроме неспособности владеть речью, у больных могут наблюдаться проблемы с тактильной чувствительностью, нарушения обоняния и слуха (они могут не реагировать на горячее и холодное, у них искажены реакции на боль, может наблюдаться глухота и слепота). Интеллектуальная отсталость негативно влияет на когнитивные процессы и память, которые постепенно затухают.

Патогенез идиотии

Причины умственной отсталости крайне неоднородны: около 30 % из них связаны с генетическими нарушениями, 15 % — с факторами среды, остальные имеют неизвестное происхождение.

Генетические причины разделяют на хромосомные изменения (анеуплоидии, субтеломерные перестройки, синдром микроделеции или микродупликации), моногенные, метаболические или многофакторные изменения. Благодаря новым высокоточным методам — массивам сравнительной геномной гибридизации (CGH) и мультиплексной амплификации зондов лигирования (MLPA) — можно обнаружить микроделеции и микродупликации (потери маленьких участков хромосом или наличие дополнительных генов на хромосоме), которые могут быть связаны с умственной отсталостью .

Пренатальные факторы примерно в два раза чаще приводят к умственной отсталости, чем перинатальные или постнатальные факторы, т. е. нарушения чаще закладываются на ранних сроках беременности .

Психические нарушения бывают различной тяжести, но у всех отклонений похожая клиническая картина: полное недоразвитие психики, нарушение или отсутствие абстрактного мышления, импульсивность, несамостоятельность, подверженность внушению, неразвитость эмоций и нарушение интеллектуального развития.

Классификация и стадии развития идиотии

Существует устаревшая классификация, согласно которой нарушения умственного развития делятся на три стадии: слабоумие, дебильность и идиотия. В Международной классификации болезней (МКБ-10) выделяют четыре степени нарушений интеллектуального развития .

.tg {border-collapse:collapse;border-spacing:0;}.tg td{border-color:black;border-style:solid;border-width:1px;font-family:Arial, sans-serif;font-size:14px; overflow:hidden;padding:10px 5px;word-break:normal;}.tg th{border-color:black;border-style:solid;border-width:1px;font-family:Arial, sans-serif;font-size:14px; font-weight:normal;overflow:hidden;padding:10px 5px;word-break:normal;}.tg .tg-8p8e{background-color:#0070c0;border-color:inherit;color:#ffffff;font-weight:bold;text-align:center;vertical-align:top}.tg .tg-3c8j{background-color:#0070c0;border-color:inherit;color:#ffffff;text-align:center;vertical-align:top}.tg .tg-0pky{border-color:inherit;text-align:left;vertical-align:top}

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МКБ-10 IQ Альтернативная классификация Социальные
характеристики
Код Степень нарушения
F70 Лёгкая 50–70 Дебильность Обучаемый, трудоспособный
F71 Умеренная 35–50 Имбецильность

Необучаемый, нетрудоспособный

F72 Тяжёлая 20–34
F73 Глубокая < 20 Идиотия

В современном научном сообществе всё реже употребляются альтернативные термины, определяющие уровень нарушений, хотя в отечественной психиатрии официально они не отменены. Эти термины воспринимаются родственниками больных, да и самим больным, негативно: неприятно слышать диагноз «дебильность» или «имбецильность». Но главным остаётся всё-таки не то, как звучит диагноз, а наше отношение к страдающим людям, умение правильно его определить, использовать лечение и профилактику.

Пациенты с лёгкими нарушениями владеют элементарными навыками самообслуживания. Больные с умеренной и тяжёлой степенями не способны к этому, у них нарушены все виды мыслительных процессов, отсутствует реакция на внешнее воздействие, так как ослаблены все виды чувствительности. Их эмоции примитивны, чаще всего сводятся к озлобленности и гневу. Двигательная активность хаотична, речь очень слабо развита .

Пациентов с тяжёлой степенью заболевания отличает тотальное недоразвитие высшей нервной деятельности: они не могут осознанно воспринимать происходящее, совершать осмысленные действия, разговаривать, у них не развиваются навыки, такие люди безразличны ко всему, что их окружает и неадекватно проявляют эмоции. Попытки привлечь их внимание даже яркими, резкими раздражителями не приводят к результату.

Пациентов с глубокой стадией идиотизма можно видеть монотонно покачивающимися, беспричинно кивающими головой или размахивающими руками. Их движения примитивны, неуклюжи и лишены каких-либо причин и логики. Спектр эмоций ограничен удовлетворением или гневом, поведение основано на базовых инстинктах. Чаще всего такие пациенты находятся в специализированных заведениях, так как не получается адаптировать их к жизни в обществе .

Осложнения идиотии

Идиотия обязательно сопровождается дополнительными патологиями, степень которых зависит от тяжести основных нарушений. Зачастую у пациентов наблюдаются поведенческие и эмоциональные отклонения, нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха. При тяжёлой идиотии наблюдаются серьёзные осложнения, выражающиеся грубыми пороками развития и тяжёлыми нарушениями в работе органов. Лечение и реабилитация сопутствующих нарушений в некоторой степени могут расширить физические возможности пациентов.

Также среди людей с умственной отсталостью распространена эпилепсия, заболевания уха и глаз, церебральный паралич, ожирение, остеопороз, врождённые пороки сердца и заболевания щитовидной железы. У таких пациентов чаще выявляют астму и диабет, в то время как некоторые состояния, например неврождённые болезни системы кровообращения и некоторые виды рака, встречаются с той же или меньшей частотой, что можно объяснить недостаточной диагностикой .

Поведение пациентов с последней стадией слабоумия считается социально опасным, так как их агрессивность непредсказуема и их нельзя адаптировать к жизни в обществе.

Диагностика идиотии

Беременные женщины несколько раз проходят скрининг в женской консультации, что позволяет выявить врождённые аномалии у плода и предупредить рождение ребёнка с тяжёлым заболеванием, в том числе с хромосомной патологией. Для такой диагностики используется амниотическая жидкость, которую исследуют на содержание альфа-фетопротеина. Если забор жидкости проводится между 14-й и 16-й неделями беременности, то предварительно женщина проходит УЗИ, на котором определяют положение плода.

Показания для обязательного исследования клеток, содержащихся в околоплодной жидкости:

  • увеличение уровня альфа-фетопротеина в крови у матери;
  • наличие в семье ребёнка с анэнцефалией, гидроцефалией, множественными пороками развития и любой хромосомной болезнью, например синдромом Дауна;
  • возраст матери старше 40 лет;
  • повторные ранние самопроизвольные выкидыши;
  • внутриутробное недоразвитие плода;
  • длительный контакт родителей с мутагенными вредностями.

Если у другого ребёнка в семье выявлена несовместимость крови по резус-фактору, то при текущей беременности следует измерить уровень билирубина в амниотической жидкости. В этом случае может потребоваться внутриматочное переливание крови и выбор наиболее подходящего времени для родов.

Чтобы своевременно выявить излечимые заболевания у внешне здоровых детей, применяются массовые скрининги. Они позволяют диагностировать генетические заболевания: фенилкетонурию, гомоцистинурию, гистидинемию, лейциноз, тирозинемию, галактоземию, лизинемию и мукополисахаридоз. Чаще всего используют скрининговые тесты мочи, бумажную и тонкослойную хроматографию, энзимные пробы. При выявлении фенилкетонурии исключают продукты с фенилаланином (например, сою, мясо, яйца), что позволяет избежать развития умственной отсталости .

Неонатальный скрининг
Неонатальный скрининг

Также в течение первого месяца после выписки из роддома новорождённого осматривает педиатр, невролог, хирург, офтальмолог и проводится УЗИ.

При подозрении на умственную отсталость проводится комплексное обследование:

  • Анализ жалоб и сбор семейного анамнеза — доктор выяснит, как протекала беременность, например болела ли женщина инфекционными заболеваниями, как питалась, какие вредные внешние факторы могли повлиять, как протекали роды, когда у ребёнка появились первые симптомы .
  • Психиатрический анализ состояния пациента и консультация невролога — врач оценит степень развития умственных способностей и речи.
  • КТ и МРТ головы — эти исследования позволяют изучить структуру головного мозга и выявить его повреждения (проводится по показаниям, но хотя бы раз в жизни).
  • Общие анализы крови и мочи (кратность — по показаниям).
  • ЭЭГ (при судорогах или иных приступах — частота обследования по показаниям; в остальных случаях — раз в 2–3 года).
  • Эхо-ЭГ (по показаниям, особенно при невозможности провести МРТ или КТ).
  • Рентгенограмма черепа (по показаниям, особенно при невозможности провести МРТ, КТ или Эхо-ЭГ). Это обследование позволяет выявить костную гипертрофию или уточнить диагноз гидроцефалии, при которой истончены кости и расходятся швы черепа.
  • Цитогенетическое исследование — по показаниям, но хотя бы раз в жизни.
  • Реоэнцефалография — по показаниям.
  • Исключение фенилкетонурии — обязательно.
  • Аудиометрия — по показаниям, но хотя бы раз в жизни при возможности её проведения.
Аудиометрия
Аудиометрия

У большинства детей с умственной отсталостью выявляют различные структурные изменения головного мозга, а иногда и костей черепа. Инструментальные исследования позволяют уточнить эти изменения, а в некоторых случаях — провести дифференциальную диагностику, т. е. отличить умственную отсталость от других заболеваний.

Дифференциальная диагностика

Умственную отсталость следует отличать от следующих состояний:

  • Педагогическая запущенность — ребёнок рос в неподходящих социальных и экономических условиях, которые не способствовали его нормальному развитию .
  • Длительная астения — задержка развития, дефицит внимания, замедления мышления и ухудшение памяти могут развиться при недостаточном или несбалансированном питании, затяжных соматических заболеваниях.
  • Эпилепсия или шизофрения — эти заболевания тоже возникают в раннем детстве и без лечения ведут к слабоумию .
  • Расстройства аутистического спектра — могут быть похожи по симптомам на умственную отсталость .
  • Врождённый гипотиреоз — вызывает отставание в развитии, но его можно скорректировать.

Обычно идиотию легко отличить от других видов слабоумия, так как у больных явно выражены признаки заболевания, например с раннего детства снижены интеллектуальные способности.

Лечение идиотии

Лечение позволяет замедлить прогрессирование расстройства или ослабить его симптомы. Выбор метода зависит от причины патологического состояния и симптомов:

  • Для улучшения обменных процессов — витамины, ноотропы, глутаминовая кислота и другие препараты.
  • Для стабилизации внутричерепного давления — инъекции магния, Диакарб и Глицерин.
  • При чрезмерной заторможенности — стимуляторы, обычно на растительной основе.
  • Для облегчения симптомов — гормональное (например, гормоны щитовидной железы), противоинфекционное (например, при токсоплазмозе или врождённом сифилисе), а также симптоматическое лечение (нейролептики, седативные средства, ноотропы). Седативные средства назначают для коррекции поведенческих нарушений и психомоторного возбуждения.
  • При повышенном психомоторном возбуждении и эпилептических припадках — нейролептики и противосудорожные средства.

Полностью вылечить идиотию невозможно, но с помощью препаратов и круглосуточного ухода можно облегчить состояние пациента . При идиотии лечение почти всегда проводится в стационаре или психоневрологическом интернате. Родственники могут присматривать за пациентом дома, если захотят, но для этого нужно оборудовать дом и постоянно находиться с больным рядом, что чаще всего невозможно. Семьи, воспитывающие такого ребёнка, нуждаются в сопровождении со стороны государственных и общественных организаций. Дети-сироты с идиотией обычно проживают в домах-интернатах для умственно отсталых детей (ДДИ). После выпуска из ДДИ они, как правило, признаются недееспособными и переводятся в психоневрологический интернат для взрослых (ПНИ).

Прогноз. Профилактика

Продолжительность жизни больных с лёгкой и умеренной умственной отсталостью составляет около пятидесяти лет, при глубоких формах люди редко доживают до двадцати лет. Если идиотия обнаружена в младенчестве, ребёнок часто умирает в возрасте четырёх-пяти лет . Прогноз хуже у пациентов, которые не могут есть самостоятельно или с помощью других людей, а питаются через зонд .

Чаще всего пациенты погибают от респираторных заболеваний, в частности пневмонии. Чем тяжелее умственная отсталость и связанные с ней нарушения, тем более вероятно, что смерть наступит от респираторных инфекций. При тяжёлых нарушениях центральной нервной системы обычно затруднено глотание, нарушен кашель и рвотные движения, дыхание поверхностное. Последняя проблема связана со снижением жизненной ёмкости лёгких. Все эти нарушения часто встречаются у людей с глубокой задержкой развития, которые не могут ходить .

Пациенты вне зависимости от возраста нуждаются в круглосуточном уходе. Поскольку самостоятельная жизнь для них невозможна, они обычно проживают и получают помощь в специализированных учреждениях.

Профилактика умственной отсталости

Первичной профилактикой возможных психических расстройств у будущего ребёнка является медико-генетическое консультирование и систематическое обследование внутриутробного развития плода во время беременности.

Также следует:

  • предупреждать внутриутробные инфекции;
  • не принимать лекарства с тератогенным эффектом;
  • исключить контакты с поверхностно-активными веществами;
  • корректировать эндокринные нарушения в период беременности.

В раннем возрасте крайне необходима профилактика любых острых, тяжёлых, угрожающих жизни заболеваний, травм, гипоксии, ожогов, сепсиса, отравлений, инфекции, травм головного мозга и нейротоксикозов.

Список литературы

  1. Batshaw M. L. Mental retardation // Pediatr Clin North Am. — 1993. — № 3. — Р. 507–521.ссылка
  2. World Health Organization. ICD-10 guide for mental retardation. — 1996. — 75 p.
  3. Leonard H., Wen X. The epidemiology of mental retardation: challenges and opportunities in the new millennium // Ment Retard Dev Disabil Res Rev. — 2002. — № 3. — Р. 117–134. ссылка
  4. Российское общество психиатров. Умственная отсталость у детей и подростков: клинические рекомендации. — М., 2021. — 52 c.
  5. Иванец Н. Н. Психиатрия и медицинская психология. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. — 896 с.
  6. Goldenberg A., Saugier-Veber P. Retards mentaux d’origine génétique Genetics of mental retardation // Pathol Biol (Paris). — 2010. — № 5. — Р. 331–342. ссылка
  7. Kabra M., Gulati S. Mental retardation // Indian J Pediatr. — 2003. — № 2. — Р. 153–158.ссылка
  8. Незнанов Н. Г. Психиатрия. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. — 496 с.
  9. Лебединская К. С. Степени умственного недоразвития при олигофрении. В кн. Детская патопсихология: хрестоматия / сост. Н. Л. Белопольская. — 2-е издание, исправленное. — М.: «Когито-Центр», 2001. — С. 14–18.
  10. Жариков Н. В., Тюльпин Ю. Г. Психиатрия. — 2-е издание, переработанное и дополненное. — М.: МИА Россия, 2012. — 832 с.
  11. Майрамукаева В. С., Лагунова В. И. Олигофрения: классификация, клиническая картина, диагностика, лечение // Молодой учёный. — 2022. — № 46. — С. 53–54.
  12. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с.
  13. Михейкина О. В. Эпидемиология умственной отсталости (обзор литературы) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. — 2012. — № 3. — С. 24–33.
  14. Scott J. R., Disaia P. J., Hammond C. B., Spellacy N. Teratology and drug during pregnancy and lactation. — 7-th edition. — Philadelphia, 1994. — P. 225–245.
  15. Радецкая Л. Е. Антенатально повреждающие факторы // Охрана материнства и детства. — 2014. — № 2. — С. 56–59.
  16. Авакян Г. Н., Блинов Д. В., Авакян Г. Г. и др. Ограничения использования вальпроевой кислоты у девочек и женщин: расширение противопоказаний в инструкции по медицинскому применению, основанное на данных реальной клинической практики // Эпилепсия и пароксизмальные состояния. — 2019. — № 2. — С. 110.
  17. Коблова А. А., Кром И. Л., Новичкова И. Ю. Социальные риски психического здоровья: медико-социологическая интерпретация // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 6. — С. 728.
  18. Yoshikawa H., Aber J. L., Beardslee W. R. The effects of poverty on the mental, emotional, and behavioral health of children and youth: implications for prevention // Am Psychol. — 2012. — № 4. — Р. 272–284. ссылка
  19. Allen J., Balfour R., Bell R., Marmot M. Social determinants of mental health // Int Rev Psychiatry. — 2014. — № 4. — Р. 392–407. ссылка
  20. Rodríguez-Revenga B. L., Madrigal-Bajo I., Milà-Racasens M. Retraso mental de origen genético. Genetic mental retardation // Rev Neurol. — 2006. — P. S181–S186. ссылка
  21. McLaren J., Bryson S. E. Review of recent epidemiological studies of mental retardation: prevalence, associated disorders, and etiology // Am J Ment Retard. — 1987. — № 3. — Р. 243–254. ссылка
  22. Liao P., Vajdic C., Trollor J., Reppermund S. Prevalence and incidence of physical health conditions in people with intellectual disability — a systematic review // PLoS One. — 2021. — № 8.ссылка
  23. Brereton A. V., Tonge B. J., Einfeld S. L. Psychopathology in children and adolescents with autism compared to young people with intellectual disability // J Autism Dev Disord. — 2006. — № 7. — Р. 863–870. ссылка
  24. Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева. Умственная отсталость у детей и подростков: клинические рекомендации (протокол лечения). — СПб., 2015. — 30 с.
  25. Eyman R. K., Grossman H. J., Chaney R. H., Call T. L. The life expectancy of profoundly handicapped people with mental retardation // N Engl J Med. — 1990. — № 9. — Р. 584–589. ссылка
  26. Roboz P. Mortality rate in institutionalized mentally retarded children // Med J Aust. — 1972. — № 5. — Р. 218–221.ссылка
  27. Tarjan G., Brooke C. E., Eyman R. K. et al. Mortality and cause of death in a hospital for the mentally retarded // Am J Public Health. — 1968. — № 10. — Р. 1891–1900.ссылка
  28. Carter G., Jancar J. Mortality in the mentally handicapped: a 50 year survey at the Stoke Park group of hospitals (1930–1980) // J Ment Defic Res. — 1983. — Vol. 28. — P. 143–156.ссылка
  29. Chaney R. H., Eyman R. K., Givens C. A. et al. Current mortality among institutionalized mentally retarded individuals: a comparison with an earlier study // J Calif Assoc Postsecondary Educ Disabled. — 1984. — № 1. — Р. 27–33.
  30. Chaney R. H., Eyman R. K., Miller C. R. Comparison of respiratory mortality in the profoundly mentally retarded and in the less retarded // J Ment Defic Res. — 1979. — № 21. — Р. 1–7.ссылка
  31. Blisard K. S., Martin C., Brown G. W. et al. Causes of death of patients in an institution for the developmentally disabled // J Forensic Sci. — 1988. — № 3. — Р. 1457–1462.ссылка
  32. Oster J., Mikkelsen M., Nielsen A. Mortality and life-table in Down’s syndrome // Acta Paediatr Scand. — 1975. — № 2. — P. 322–326.ссылка
  33. Richards B. W., Sylvester P. E. Mortality trends in mental deficiency institutions // J Ment Defic Res. — 1969. — № 13. — Р. 276–292.ссылка
  34. Higashi K., Hatano M., Abiko S. et al. Five-year follow-up study of patients with persistent vegetative state // J Neurol Neurosurg Psychiatry. — 1981. — № 6. — Р. 552–554.ссылка
  35. Eyman R. K., Chaney R. H., Givens C. A. et al. Medical conditions underlying increasing mortality in institutionalized persons with mental retardation // Ment Retard. — 1986. — № 5. — Р. 301–306.ссылка
  36. Introducing the Mentally Retarded Educational Film, 1964 [видеозапись] // YouTube. — 2018.

Социальные и экономические аспекты идиотии

В данном разделе рассмотрим, как социальные и экономические факторы влияют на проявление и восприятие идиотии в обществе. Освещение этих аспектов позволяет понять, как различные слои населения адаптируются к индивидам с низкими умственными способностями и каким образом это может в дальнейшем сказываться на общественной структуре и экономическом развитии.

Социальные аспекты

Социальная среда играет ключевую роль в формировании отношения к людям с умственными особенностями. Семья, окружение и образовательные учреждения являются основными компонентами, способствующими социализации и интеграции таких индивидов. В различных культурах и обществах отношение к людям с умственными нарушениями может значительно различаться. В одних местах они могут встречать сочувствие и поддержку, в других – испытывать дискриминацию и исключение.

Стигматизация и предвзятость также занимают важное место среди социальных аспектов. Некоторые общества склонны причислять идиотию к позорным состояниям, что вызывает отторжение и жёсткое обращение с теми, кто имеет этот диагноз. Эффективная интеграция таких людей требует изменения общественного сознания через просвещение и популяризацию инклюзивной культуры.

Экономические аспекты

Экономические последствия идиотии также весомы. Инвестирование в специализированное образование и поддержку людей с умственными отклонениями является значительным финансовым тяготением для государства и семей. Тем не менее, грамотное вложение средств в специализированные программы обучения и трудоустройства позволяет повысить качество жизни таких людей, сделав их частично или полностью самостоятельными.

Вместе с этим, трудоустройство людей с ограниченным умственным потенциалом имеет свои особенности. Работодатели могут испытывать необходимость в дополнительном обучении и адаптации рабочих мест, что может требовать значительных экономических затрат. С другой стороны, предоставление возможностей для трудовой деятельности таким людям может вознаграждать организацию дополнительной производительностью и лояльностью работников.

Эффективные государственные программы и социальная политика, направленные на поддержку этой группы населения, способны минимизировать негативные финансовые последствия как на индивидуальном уровне, так и в масштабе всей экономики. Многие успешные проекты показывают, что при правильном подходе люди с умственными ограничениями могут быть полезными и функциональными членами общества, способными вносить свой вклад в экономическое развитие.

Таким образом, социальные и экономические аспекты идиотии глубоко взаимосвязаны. Рассмотрение и понимание этих аспектов способствует более гуманному и продуктивному подходу к решению проблем, связанных с умственными особенностями людей в современном обществе.

Видео по теме:

Вопрос-ответ:

Какие причины могут привести к развитию идиотии?

Причины идиотии могут быть разнообразными и включают в себя генетические, пренатальные, перинатальные и постнатальные факторы. Среди генетических причин наиболее известны хромосомные аномалии, такие как синдром Дауна. Пренатальные факторы включают инфекции матери во время беременности, такие как краснуха или сифилис, воздействие токсичных веществ (алкоголь, наркотики), а также различные метаболические заболевания. Перинатальные факторы могут включать недостаток кислорода во время родов или преждевременные роды. Постнатальные причины зачастую связаны с серьезными инфекциями, травмами головы и другими тяжелыми заболеваниями, влияющими на мозг в раннем возрасте.

Можно ли вылечить идиотию?

К сожалению, полное излечение идиотии невозможно, так как это необратимое нарушение умственного развития. Однако существуют методы лечения и реабилитации, которые могут значительно улучшить качество жизни пациентов и их способность к самообслуживанию. В зависимости от конкретной ситуации и степени тяжести состояния, могут применяться лекарственные препараты для коррекции поведенческих нарушений, физиотерапия, занятия с логопедом и педагогом, а также психологическая поддержка для семьи. Раннее начало реабилитационных мероприятий дает лучшие шансы на развитие оставшихся возможностей и адаптацию в обществе.

Как проводится диагностика идиотии?

Диагностика идиотии требует комплексного подхода и участия различных специалистов, включая педиатра, психолога, психиатра и невролога. Процесс обычно начинает детский врач, который может заметить задержки в развитии и направить ребенка к специалистам для более детального обследования. Ключевую роль играет психолого-педагогическое тестирование, включая оценки уровня интеллекта и адаптивных навыков. Помимо этого, врачи могут назначить дополнительные исследования, такие как магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга, чтобы выявить возможные структурные аномалии, и генетическое тестирование для определения наследственных факторов. Важно отметить, что окончательный диагноз может быть установлен только на основе всестороннего анализа всех собранных данных.

Какую роль играет поддержка семьи в лечении и реабилитации больных идиотией?

Поддержка семьи играет центральную роль в лечении и реабилитации больных с идиотией. Родители и близкие часто становятся основными опекунами, и от их участия во многих случаях зависит успешность проводимой терапии. Семьи могут предлагать эмоциональную поддержку, обеспечивать регулярное выполнение рекомендаций специалистов и стимулировать развитие навыков самообслуживания. Кроме того, психологическая поддержка и обучение для членов семьи помогают им лучше понимать особенности состояния ребенка и строить эффективные стратегии взаимодействия. Семейные терапевты и группы поддержки играют важную роль в снижении стресса и предотвращении выгорания у родителей, что позволяет им лучше заботиться о своем ребенке.

Какие основные симптомы идиотии и как их можно распознать на ранней стадии?

Идиотия, являясь формой глубокой интеллектуальной недостаточности, проявляется рядом ярко выраженных симптомов. Основные симптомы включают тяжелое нарушение когнитивных функций, практически полное отсутствие речи или крайне ограниченный словарный запас, неспособность к самообслуживанию и социальному взаимодействию. Кроме того, у пациентов часто наблюдаются нарушения моторики, неспособность ориентироваться в пространстве и времени, а также повторяющееся неадекватное поведение. Ранняя диагностика важна для оказания своевременной медицинской помощи и социально-педагогической поддержки. Она включает клиническое обследование невролога, психологические тесты, обследование на генетические аномалии и оценку поведения в окружении.

Какие методы лечения существуют для идиотии и насколько они эффективны?

Лечение идиотии направлено на улучшение качества жизни пациента и включает комплексный подход. Основные методы лечения включают медикаментозное воздействие, реабилитационные программы, психологическую и педагогическую поддержку. Медикаментозное лечение обычно направлено на коррекцию сопутствующих заболеваний и симптомов, таких как эпилепсия или агрессия. Реабилитационные программы включают занятия с логопедом, физиотерапию, трудотерапию и социально-педагогическую адаптацию. Важным аспектом является также работа с семьями пациентов для создания благоприятной среды и обучения методам взаимодействия и поддержки. Эффективность лечения зависит от тяжести заболевания, времени начала терапии и степени вовлечения в процесс реабилитации.

Оставить комментарий