В больницу обратилась 35-летняя женщина, мать 14-летнего мальчика. Она жаловалась на то, что сын постоянно всем врал и часто воровал, в том числе из дома.
Жалобы
Женщина чувствовала себя беспомощной, обижалась на сына.
Мальчик также был недоволен матерью, в частности жаловался на неустойчивую систему воспитания: она то слишком опекала его, то отдалялась и не обращала на него внимание.
Проблемное поведение подростка обычно проявлялось в ситуациях, когда женщина была занята личными делами. В эти моменты ей могли позвонить соседи или инспектор полиции и сообщить о ненадлежащих поступках сына. Несколько раз их вызывали в отделение полиции, где они проходили комиссию по делам несовершеннолетних.
Анамнез
Первые мелкие кражи мальчик начал совершать ещё в младшей школе. Постепенно он стал воровать дорогие предметы, алкоголь, сигареты и деньги.
Мальчик родился в полной семье, но отец ушёл сразу после его рождения и не принимал участия в воспитании сына. К подростковому возрасту у него упала мотивация к учёбе.
На момент обращения женщина испытывала финансовый кризис: она потеряла работу и решила кардинально сменить сферу профессиональной деятельности. Её доход снизился, появились задолженности по кредитам и за коммунальные услуги.
Обследование
В процессе общения женщина говорила сбивчиво, громко, быстро. Выражала чувство тревоги по поводу поведения сына и его будущего.
Мальчик отвечал односложно, в психологической помощи заинтересован не был. Характеризовал себя как необщительного. Признался, что часто конфликтует с одноклассниками и сверстниками.
Мать и сын выглядели опрятно.
В ходе интервью по опроснику «Анализ семейных взаимоотношений» выяснилось, что женщина придерживалась неустойчивого стиля воспитания: от очень строгого к либеральному и, наоборот, от сильного внимания к эмоциональному отвержению. Например:
- в хорошем настроении могла простить сыну то, за что в другое время наказала бы;
- женщина осознавала, что мальчик умеет подобрать правильный момент, чтобы получить от матери то, что ему нужно;
- часто сменяла баловство на строгость;
- в спокойные периоды почти не взаимодействовала с сыном, «бралась» за него, когда он провинится.
Общение с мальчиком по модифицированному опроснику для определения типов акцентуаций характера показало, что его ведущими особенностями являются плохое настроение, раздражительность, озлобленность, склонность к агрессии, которая порождает аффективную взрывчатость.
Отмечалась напряжённость в инстинктивной сфере, которая в отдельных эпизодах приводила к нарушению влечений. Интеллект «вязкий», тугоподвижный, тяжеловесный и инертный.
Аффекты могли быть вызваны дисфорией — внезапными приступами раздражительности, недовольства окружающими и самим собой. В состоянии аффекта он сам искал повод для конфликта. Властность, стремление к доминированию и превосходству над сверстниками, жёстокость, неуступчивость и самовлюблённость подкрепляли аффект.
Для гневных вспышек ему не нужен серьёзный повод, мальчику было достаточно незначительного ограничения, ущемления прав и интересов.
Диагноз
Неустойчивый тип семейного воспитания, подкрепляющий возбудимое поведение несовершеннолетнего.
Лечение
Мальчику назначили индивидуальные и совместные с матерью консультации. В ходе терапии подросток должен был проанализировать и оценить своё поведение, какой вред он приносит себе или своим близким, а также постараться найти способы решения проблем.
Систематические консультации длились в течение года:
- семейные — по 2 раза в месяц на протяжении трёх месяцев, далее — один раз в месяц;
- индивидуальные — раз в неделю в течение трёх месяцев, далее — 2 раза в месяц независимо от наличия проблемных эпизодов.
На фоне психотерапии мальчик стал реже воровать, врать и вступать в конфликты. Крупные кражи прекратились, но возникали подозрения относительно мелких пропаж у сверстников: зажигалок, сигарет, стикеров (эти факты не подтвердились).
Учитывая достигнутый прогресс, матери и сыну рекомендовали продолжить курс психологической помощи и соблюдать рекомендации, получаемые на сессиях. Они отметили полезность психологической помощи, в частности фокус на неустойчивом стиле воспитания.
Мальчик поблагодарил за поддержку, которую ему оказывали на протяжении года. Пока ему не удалось завести друзей, однако конфликтов стало заметно меньше.
Заключение
Этот клинический случай показывает, что сложности в детско-родительских отношениях влияют на поведение детей в социуме. Психологические консультации помогли скорректировать отношения между матерью и сыном и научили подростка конструктивному взаимодействию. Всё это снизило интенсивность заявленных проблем, в частности воровства.
Профилактика
Меры личной профилактики включают в себя ежедневные действия, направленные на укрепление здоровья. Они охватывают широкий спектр практик: от соблюдения гигиены до принятия здорового образа жизни. Основные аспекты индивидуальной профилактики можно сгруппировать в следующие категории:
- Гигиена: Правильное и регулярное мытье рук, использование дезинфицирующих средств, а также соблюдение чистоты в местах проживания и работы.
- Питание: Сбалансированное и богатое витаминами питание способствует укреплению иммунной системы и общему оздоровлению организма.
- Физическая активность: Регулярные физические упражнения помогают не только поддерживать форму, но и улучшают работу сердечно-сосудистой системы.
Не менее важна общественная профилактика, которая направлена на создание условий, препятствующих распространению инфекций и других заболеваний. Включает комплекс мер, реализуемых на уровне государства, организаций и общественных инициатив:
- Вакцинация: Одним из наиболее эффективных способов борьбы с инфекционными заболеваниями является массовая вакцинация населения.
- Информационные кампании: Проведение образовательных программ и кампаний по повышению осведомленности граждан о методах предупреждения заболеваний.
- Контроль очагов заболевания: Быстрое выявление и изоляция больных помогает ограничить распространение инфекций в обществе.
Только комплексный подход, сочетающий личные усилия и общественные меры, может привести к значительному снижению заболеваемости и улучшению общего состояния здоровья населения. Постоянное внимание к профилактическим мерам, поддержка инициатив и информирование граждан о важности данных действий – ключевые факторы, ведущие к достижению поставленных целей.
Видео по теме:
Вопрос-ответ:
Можно ли сказать, что неустойчивое воспитание всегда приводит к склонности подростка к воровству? Или это лишь один из возможных факторов?
Неустойчивое воспитание действительно является одним из важных факторов, способствующих развитию антисоциального поведения у подростков, включая склонность к воровству. Однако, это далеко не единственный фактор. Решающую роль могут играть и такие аспекты, как генетическая предрасположенность, влияние сверстников, социально-экономические условия и даже особенности темперамента конкретного ребенка. Семейная терапия может быть эффективной, поскольку она помогает улучшить внутрисемейные отношения и сформировать более стабильную и поддерживающую среду для ребенка.