Дизартрия у ребёнка-дошкольника: случай успешной диагностики и лечения

Главная > Нервные болезни > Дизартрия > Дизартрия у ребёнка-дошкольника: случай успешной диагностики и лечения

Оценка статьи:

0 / 5. 0

На чтение: 5 мин.

Поделиться:

Содержание:

В клинику «Ниармедик» мама привела 5-летнего сына К. с жалобами на речевые нарушения.

Жалобы

Маму беспокоила нечёткость речи у ребёнка, в том числе неправильное произношение звука «р» и шипящих.

Особенно речь становилась непонятной, когда мальчик торопился что-то рассказать, поделиться чем-то, что его очень заинтересовало. Когда он говорил медленно, произношение немного улучшалось.

Анамнез

Дефекты речи были у мальчика с раннего возраста, его многие не понимали, но не считали это отклонением. Мама понимала практически всё, что говорил ребёнок, поэтому тоже не придавала сильного значения произношению.
На проблемы с речью обратила внимание логопед, которая занималась с мальчиком. Именно она посоветовала маме обратиться к неврологу, чтобы точно оценить проблему и пройти лечение.

Беременность у матери протекала без особенностей. Мальчик родился в срок от самопроизвольных родов, закричал сразу. Однако в родах была гипоксия плода (кислородное голодание).
Послеродовый период протекал без осложнений. Маму с ребёнком выписали в срок. Двигательно мальчик развивался в соответствии с возрастом, но речевое развитие проходило с задержкой: отдельные слова начал произносить с 1 года 4 месяцев, простые фразы — с 2 лет 5 месяцев, сложные фразы — с 3 лет и 6 месяцев.
Отдельно можно выделить неблагополучный семейный анамнез по задержке речевого развития: папа мальчика начал говорить отдельные слова только в 4 года.

Обследование

При осмотре выявлены:
  • неправильное произношение отдельных звуков;
  • замена одних звуков другими;
  • напряжение мышц лица, сжатые губы;
  • повышенное слюноотделение;
  • очень высокий голос.
Психическое развитие ребёнка соответствовало его возрасту. Навыки опрятности и самообслуживания тоже сформированы по возрасту. Ребёнок охотно шёл на контакт, выполнял задания чётко, иногда в игровой манере. Уверенно считал до 10, знал схему тела и различал правую и левую стороны. Однако внимание было рассеяно, отмечалась быстрая истощаемость, также выявлена моторная неловкость. В остальном неврологический статус был без отклонений от возрастной нормы.

Мальчику провели УЗИ сосудов головы и не выявили никаких врождённых аномалий развития сосудов и асимметрии кровотока.
В общем анализе крови наблюдался незначительный лимфоцитоз (повышенный уровень лимфоцитов) и нейтропения (сниженный уровень нейтрофилов). Остальные показатели соответствовали возрасту.
По заключению офтальмолога, признаков внутричерепной гипертензии и спазма сосудов на глазном дне у ребёнка не было.

Диагноз

Синдром речевых нарушений (дизартрия).

Лечение

Мальчику назначили:
  • ноотропные препараты курсами дважды по 1 месяцу, дозировку подбирали по весу ребёнка;
  • логопедический массаж (10 процедур), через 6 месяцев — массаж воротниковой зоны и обеих кистей (10 процедур);
  • занятия с логопедом на постоянной основе;
  • упражнения для развития мелкой моторики и дыхательные упражнения.
В ходе лечения проводилось динамическое наблюдение: оценивали, как протекает заболевание и как ребёнок переносит лечение.

Через 4 месяца мальчик стал чётче произносить звуки, также у ребёнка нормализовался тонус мышц лица и улучшилась концентрация внимания во время учебных занятий с логопедом и дома с родителями.

Через год дефекты речи удалось полностью устранить.

Заключение

Этот клинический случай показывает, что при нарушении произношения не всегда стоит ждать, когда речевые навыки сами собой придут к возрастной норме. Нарушения речи не просто мешают общаться с ребёнком и понимать его, но и могут спровоцировать у него раздражительность, задержку темпов речевого и психического развития.

Профилактика

Регулярный подход к предотвращению означенной проблемы способен существенно уменьшить вероятность её появления. Грамотные действия, направленные на поддержание здорового образа жизни и устранение возможных факторов риска, играют ключевую роль в этом вопросе. Важно понимать, что следование определённым рекомендациям может не только снизить шансы возникновения неприятности, но и улучшить общее состояние.

Поддержание здорового образа жизни — это основной путь к предотвращению нежелательных последствий. Прежде всего, стоит уделить внимание полноценному и сбалансированному питанию. Важно регулярно включать в рацион продукты, богатые необходимыми витаминами и минералами, избегая излишнего потребления вредных веществ.

Кроме того, физическая активность не менее значима. Регулярные занятия спортом или хотя бы умеренные физические нагрузки способствуют укреплению организма и повышению его устойчивости к неблагоприятным воздействиям. Выбирайте такие виды деятельности, которые приносят удовольствие, чтобы поддерживать мотивацию и делать упражнения частью повседневной жизни.

Отказ от вредных привычек играет значительную роль в профилактике. Курение, чрезмерное потребление алкоголя и другие пагубные привычки могут значительно ухудшить здоровье и способствовать возникновению различных проблем. Постепенное избавление от этих зависимостей будет благоприятно сказываться на общем состоянии организма.

Значительным фактором является и соблюдение режима дня. Регулярный распорядок сна и бодрствования помогает организму работать более эффективно. Полноценный сон, представляющий важную составляющую здорового образа жизни, способствует восстановлению и поддержанию всех систем организма в нормальном состоянии.

Также нельзя забывать о тщательном соблюдении гигиены и периодических профилактических осмотрах. Современная медицина предоставляет широкий спектр методов для ранней диагностики и предупреждения различных недугов. Регулярные визиты к специалистам и своевременное прохождение обследований помогут выявить возможные проблемы на ранних стадиях и принять необходимые меры.

Таким образом, основываясь на перечисленных рекомендациях и следуя им, можно значительно повысить шансы на долгую и здоровую жизнь, минимизируя риск столкновения с различными болезнями и недугами.

Видео по теме:

Вопрос-ответ:

Какие симптомы дизартрии у детей дошкольного возраста?

Дизартрия у дошкольников проявляется в нарушениях произношения, трудностях артикуляции, слабом голосе, скованности речевого аппарата и общей неразборчивости речи. Эти симптомы могут мешать ребенку в коммуникации и социальном взаимодействии.

Как происходит диагностика дизартрии в таком раннем возрасте?

Диагностика дизартрии у дошкольников включает в себя комплексный подход: оценку речевых и неречевых навыков ребенка, осмотр логопедом и неврологом, а также проведение специализированных тестов и наблюдений. Родители и воспитатели также играют важную роль, предоставляя информацию о речевом развитии ребенка.

Какие методы лечения используются для коррекции дизартрии у дошкольников?

Лечение дизартрии у детей включает логопедические занятия, направленные на развитие артикуляции, дыхательные и голосовые упражнения, массажи и физиотерапию. Также важно применять индивидуальный подход, учитывающий особенности конкретного ребенка, и поддерживать постоянное взаимодействие с родителями.

Сколько времени может занять лечение дизартрии у ребенка-дошкольника?

Продолжительность лечения дизартрии может варьироваться в зависимости от степени тяжести нарушения и индивидуальных особенностей ребенка. В среднем, на значительное улучшение могут потребоваться месяцы или даже годы интенсивных занятий. Важно помнить, что регулярные упражнения и поддержка со стороны семьи существенно ускоряют процесс реабилитации.

Может ли дизартрия пройти сама по себе без лечения?

В большинстве случаев дизартрия сама по себе не проходит и требует специализированного вмешательства. Без должного лечения у ребенка могут сохраняться проблемы с речью, что повлияет на академическую успеваемость и социальные навыки в будущем. Раннее вмешательство и регулярная терапия значительно повышают шансы на успешную коррекцию дизартрии.

Оставить комментарий